НАТЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. - С нуля - Тюремная энциклопедия. - Тюремная энциклопедия - Бродяга

МИР ЭТОМУ ДОМУ!

Категории каталога

С нуля

Тюремная энциклопедия

Главная » Статьи » Тюремная энциклопедия. » С нуля

НАТЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ.
НАТЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

   От швейной иглы до электрической бритвы

   Нательные рисунки с использованием красящих веществ, вводимых под ко-
жу, появились в Европе в начале XIII века.  Их  использовали  балаганные
артисты, демонстрируя перед публикой разукрашенное тело. Затем татуиров-
ки перекочевали в цирковое искусство с той же целью. Необычное художест-
во имело такой успех, что через несколько десятилетий оно воспринималось
как нормальное явление. Предприимчивые парижане первыми открыли мастерс-
кие по нанесению татуировок. Мастера сами изготовляли красящее вещество,
которое вводилось клиенту под кожу за умеренную плату.
   Предполагают, что родина татуировки - Гаити, где племена отмечали на-
тельными символами совершеннолетия, юбилеи, половую зрелость. Импортиро-
вал ритуальную достопримечательность мореплаватель Кук. Слово "татуиров-
ка" произошло от полинезийского "тату" ("рисунок"). Нательная  символика
использовалась уголовным миром как средство связи и носитель информации.
Татуировка стала своеобразной визитной  карточкой  преступника,  которую
трудно испортить, а еще труднее потерять.
   По наколкам блатари делили мир на "своих" и "чужих", на воров и фрае-
ров. В нательной символике закладывались криминальное прошлое, число су-
димостей, отбытый или назначенный по судебным приговорам срок, воровская
масть, отношение к административным органам, склонности, характер, наци-
ональность, вероисповедание, сексуальная ориентация, место  в  уголовной
иерархии и даже эрудиция.
   В прошлом веке уголовная полиция европейских стран,  в  том  числе  и
России, начала изучать нательную символику преступников, формировать ка-
талоги татуировок и проводить их анализ. Но тогда наколки воспринимались
лишь как внешние приметы. В начале XIX века сыщик уголовной полиции  Па-
рижа Э. Видок предложил систему идентификации  преступника,  построенную
на особых приметах. Была создана картотека на парижский  криминалитет  с
указанием фамилий, биографий, кличек, адресов, преступных связей и внеш-
них особенностей. Тогда же в Сюрте  (службе  криминальной  безопасности)
появился художник-криминалист, который делал наброски с лиц уголовников.
За двадцать лет службы Видоку и его подчиненным удалось  накопить  более
четырех миллионов карточек. Примечательно, что сам Эжен Видок в  прошлом
был преступником.
   Новый виток в развитии идентификации произошел  в  середине  прошлого
века, когда в  брюссельской  тюрьме  впервые  принялись  фотографировать
осужденных преступников и вносить их в картотеку. Настоящую же революцию
в криминалистике провел Альфонс Бертильон. Он предложил  измерять  подс-
ледственных (существовало одиннадцать различных измерений), брать  отпе-
чатки пальцев и ввести "словесный портрет".
   Ч. Ломброзо, работая врачом в одной из тюрем Италии и создавая психо-
логические портреты заключенных, одним из первых отметил  автобиографич-
ность наколок. Наблюдения итальянского криминолога вошли в его  знамени-
тый альбом уголовных типажей. Ломброзо считал, что по  нательным  узорам
(впрочем, как и по всем человеческим деяниям) можно судить о личности их
владельца.
   Толкование татуировок становилось для полиции обычным инструментом  в
борьбе с преступностью. Но мгновенной отдачи не было и был" не могло. На
изучение нательной живописи требовались десятилетия, и к новому  направ-
лению постепенно охладели. Его отнесли к разряду кабинетных теорий.  По-
лиция лишь регистрировала татуировки, относясь к ним, как к обычным осо-
бым приметам преступника. Каталогом пользовались, когда нужно было уста-
новить личность погибшего, идентифицировать  или  опознать  преступника,
объявить розыск и т.д.
   Начиная с 30-х годов в Советском Союзе ситуация несколько изменилась.
Татуировки были вынуждены изучать, потому  что  они  стали  своеобразным
орудием уголовного мира. Ни в одной стране мира зэки не  были  настолько
сине-фиолетовыми, как у нас (конкурировать с ними  могли  лишь  японские
якудзи или воины китайских триад). Корни этого феномена кроются там  же,
где и корни всей тюремно-лагерной субкультуры. Еще пять-шесть лет  назад
криминалисты из Америки, Германии, Франции скептически относились к  ка-
талогам татуировок и снисходительно отказывались от информационной помо-
щи в этом вопросе.
   Сегодня СНГ успешно проэкспортировало преступность в Западную  Европу
и США. В структурах криминальной полиции многих стран  созданы  "русские
отделы", призванные бороться с "четвертой волной". В  русских  кварталах
наступило время отстрелов, и полицейские чины  все  чаще  натыкались  на
трупы с характерным нательным рисунком или на расписанного с ног до  го-
ловы вымогателя, прошедшего "лагерные университеты" в России.  Волей-не-
волей пришлось заняться изобразительным искусством блатного мира.
   Всю информацию о татуировках МВД попыталось вложить в  несколько  ил-
люстрированных каталогов и рекомендации к ним. Это наследие  издавалось,
хранилось и использовалось под грифом "ДСП" - для  служебного  пользова-
ния. Лишь в начале 90-х годов несколько сотен татуировок стало достояни-
ем неискушенных граждан, появившись в массовых изданиях благодаря  твор-
ческому усердию российских офицеров-криминалистов Бронникова,  Болдаева,
Дубягина и др., изучавших нательную живопись десятки  лет  и  имевших  в
своих частных коллекциях не одну тысячу рисунков и фотоснимков.
   Распространение клейма на теле преступников  началось  по  инициативе
государственных органов много веков назад. Отличительный знак обычно на-
носился на лицо (у женщин - на грудь Или плечо)  и  мало  чем  напоминал
произведение искусства. Скажем, на лбу российского каторжанина выжигался
знак, в котором угадывалось слово "кат". Со временем уголовный клан  по-
мог сыскным структурам и сам стал метить своих представителей. В  начале
XX века татуировки получили распространение на Сахалине,  в  Петрограде,
Москве, и в основном среди воров. Нательный рисунок имел скрытый смысл и
указывал прежде всего на принадлежность к конкретной преступной  группе.
Это помогало быстро установить связь с вором своей масти.
   Развитие нательной символики длилось почти полвека, и  к  50-м  годам
блатной мир имел свои блатные законы татуировки.  Тогда  же  утвердилось
жесткое право на ношение определенного рисунка согласно статусу в тюрем-
нолагерной системе. Тело зэка превратилось в его  личное  дело,  которое
прочитать мог далеко не каждый. Шла регулярная борьба  за  достоверность
символики, за чистоту нательной информации. "Самозванцы" строго  наказы-
вались, вплоть до членовредительства или опускания. За  "симуляцию"  ла-
герного авторитета могла последовать даже смерть. Блатари пытались защи-
тить свои наколки от подделок, изобретая новые символы, не приметные, но
обязательные детали рисунка.
   Однако лагерная живопись не была догмой.  Изобразительное  творчество
поощрялось, зэки с удовольствием наносили репродукции картин и  фотогра-
фий, клялись на своем теле в любви и верности дамам, напоминали о  мести
за измену, благодарили страну и вождей за "счастливое детство" и т.п. Но
существовали символы, за которые их владелец обязан был  отвечать.  Осо-
бенно блатари ненавидели приблатненных, тех, кто старается подражать или
выдает себя за вора.
   Многие молодые парни безо всякого тайного умысла в романтическом  по-
рыве выкалывали безобиднейшие на первый взгляд рисунки - обнаженных жен-
щин, кошек, кинжалы и прочее. Они даже не пытались кого-либо копировать,
а лишь придавались своим буйным фантазиям. Когда парни по капризу судьбы
попадали в зону, то в первые же дни во время водных  процедур  их  ждала
неожиданность. Вначале им задавалась пара вопросов, затем следовало  ре-
зюме: "Фраер облатованный". Оказалось, что татуировки до обидного  точно
напоминали воровские знаки различия. Объясняться с блатарями бесполезно.
Получилось, что зря был клеймен...
   Существует несколько способов нанесения татуировки в зоне.  Лучшим  и
непревзойденным красящим веществом считается китайская тушь.  Но  долгие
десятилетия она была недоступной для большинства зэков. На ранних этапах
ИТУ использовали пасту для шариковых ручек или, на  худой  конец,  тушь,
приготовленную из сажи, сахара и мочи. Инструментом для введения  краси-
теля  служила  обыкновенная  спичка,  к  которой  нитками  приматывались
две-три швейные иглы. Если же игл в камере не было, использовались скобы
тетрадей или книг. Их разгибали и затачивали о бетонный пол  или  стену.
Более удачным инструментом считались медицинская игла или шприц, в кото-
рые можно было заправить тушь.
   Самостоятельно татуировка наносилась редко: прибегали к помощи специ-
алистов. Подобные услуги были не из мелких, и лагерный художник за  свое
мастерство брал относительно солидный гонорар. Вначале на коже  набрасы-
вался контур рисунка, затем приступали к "иглоукалыванию". Опытные спецы
наносили татуировку без предварительной подготовки.
   Позже стали использовать "трафаретную печать". На толстом куске  кар-
тона рисовали утвержденный эскиз и утыкали его иглами. Трафарет  прикла-
дывали к телу и били по нему сверху. После этого в многочисленные  ранки
втиралось красящее вещество.
   Любое искусство требует жертв. Нательная живопись также. Первое  неу-
добство татуировки проявляется спустя несколько часов. Краснеет и  вспу-
хает кожа, усиливается боль, может повыситься температура. Если  опасную
инфекцию не занесли, болезненный процесс длится от  нескольких  дней  до
нескольких недель:  каждый  организм  реагирует  на  инородное  вещество
по-своему. Но случалось, что вместе с иглами или тушью в организм  попа-
дали венерические заболевания или другая инфекция.  Владелец  татуировки
попадал в санчасть. Доходило и до  хирургического  вмешательства,  когда
клейменому пациенту с диагнозом "гангрена"  ампутировали  конечность.  В
худшем случае он погибал от заражения крови. На свободе, вне  зоны,  по-
добные эксцессы случаются среди наркоманов.
   Сегодняшние механизмы для "кожной гравировки" шагнули далеко  вперед.
Используется электробритва или специальное  приспособление,  действующее
по принципу швейной машинки. До и после  процедуры  кожа  обрабатывается
одеколоном или спиртом. Пасту и мочу с сажей  сменила  первосортная  ки-
тайская тушь, которую доставят в лагерь сотрудники ИТУ за небольшое воз-
награждение. Единой систематизации татуировок не имеется.  Классифициро-
вать их можно по многим признакам. В первую очередь - по тематике рисун-
ков, среди которых встречаются  религиозные,  лирические,  исторические,
политические, порнографические. Часто тематика переплетается: историчес-
кий сюжет подается в порнографическом исполнении, религиозные соседству-
ют с политическими (горящее распятие с надписью "Верь в  Бога,  а  не  в
коммунизм") и т.п.
   Татуировки разделяют и по расположению их на теле.  Самым  популярным
местом для живописи остается грудь. На ней размещаются обнаженные женщи-
ны, соборы, лики святых, библейские персонажи, черепа, животные  (в  том
числе тигры и львы), черти, могильные кресты, распятия, портреты вождей,
птицы, пауки, звезды лагерных лидеров, рыцари и гладиаторы.
   Спина служит для церковных  колоколов,  подков,  пауков,  музыкальных
инструментов, скелетов, гладиаторских поединков. На руках и ногах  выка-
лывают кинжалы, змей, кандалы, якоря, корабли, опять-таки пауков,  нако-
ленные звезды отрицал.
   И, наконец, голова. На лоб наносят свастику, все тех же пауков,  абб-
ревиатуры, короткие фразы, цифры (даты или статьи  Уголовного  кодекса).
Текстовые татуировки (аббревиатуры, афоризмы и блатные изречения) встре-
чаются на всех частях тела, включая веки и половые органы.
   Можно систематизировать наколки по манере и сложности исполнения: ху-
дожественные, фрагментарные, орнаментальные,  символические,  текстовые.
Художественную татуировку обычно наносит "гравер" высшего  разряда.  Она
требует усложненного инструмента и детальной проработки. При умелом под-
ходе на теле рождается целая панорама. Особенно преуспела в художествен-
ной нательной живописи французская школа,  впервые  применившая  цветную
тушь.
   В 30-х годах французский уголовник Шарль Брижо создал на своей  груди
настоящий шедевр: порнографическую картину в цвете. Когда Шарль ритмично
напрягал мышцы, татуировка приходила в движение. С началом  войны  Брижо
лишился своей гордости. В одном из концентрационных  лагерей,  куда  его
депортировали из оккупированного Парижа, немецкий офицер заприметил  на-
колку. Спустя несколько дней ее владельца убили, осторожно  сняли  кожу,
обработали и украсили ею папку эсэсовца. В концлагерях подобные  шедевры
встречали с удовольствием и имели с них свой доход.
   Татуировки классифицируют по половому признаку  (женские,  мужские  и
"разнополые"), по сексуальной ориентации, по скрытому значению и т.п.
   Каталог наколок огромен и исчисляется десятками тысяч. Чтобы понимать
"фиолетовый язык", нужно изучать его десятилетиями,  а  то  и  научиться
"говорить" на нем. Этот раздел книги может дать лишь общее представление
о характере и классификации татуировок. Здесь использован уже  изученный
материал, ставший достоянием гласности. Это не путеводитель  по  блатным
просторам, хотя большинство приведенных татуировок "сняты" именно с бла-
тарей. Возможно, они остановят кого-то от приблатненного клейма, которое
может стоить здоровья, а то и жизни.
Категория: С нуля | Добавил: ЖУК (02.06.2008)
Просмотров: 1078

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0