Начиная с 60-х годов, в СССР стали появляться стойкие преступные группы, похищающие автотранспорт с целью его дальнейшей перепродажи. Группа состояла из уголовников, каждый из которых имел свою специализа- цию. Данный воровской принцип не изменился и сегодня. Кроме непосредственных похитителей автомобилей, в преступных группах имеются автослесари, изготовители фиктивных техпаспортов, сбытчики транспорта, перегонщики. Группы имеют постоянных клиентов, которые зака- зывают марку, цвет, а иногда и год выпуска автомобиля. Самым популярным объектом для угонщиков сегодня считаются "Жигули". Затем идут "Волги" и престижные иномарки. Наименьший процент угона среди "Запорожцев", "ЛУА- Зов" и "Таврии". Раскрываемость угонов низкая, что говорит о высокой ор- ганизации воровского процесса. Угонщики высокого класса ведут базу данных, куда заносятся сведения об автомобиле и его владельце. Часто они пытаются заполучить уже готовую электронную базу, имеющуюся в облГАИ, и подсоединиться к каналам опера- тивного обмена информацией. Если эти задачи ими решаются, борьба с прес- тупниками еще больше усложняется. Но еще большую опасность для владельцев транспорта представляют гоп- ники - любители грабежа и разбоя. Такого разгула автомобильного гоп-сто- па, как в 90-х годах, не припоминают даже ветераны-сыскари. Автогопники ведут настоящую охоту за частными автомобилями. Они высаживают, а то и убивают водителей, затем перегоняют машины в мастерские, которые нередко принадлежат угонщикам. Там автотранспорт проходит традиционную обработ- ку: перекрашивается, переваривается, а иногда просто разбирается на зап- части. Параллельно фабрикуется под авто и новый техпаспорт. Такой почерк работы не вписывается в обычные стереотипы воровского автобизнеса. Тем не менее, блатной мир не брезгует транспортным разбоем. Существует несколько приемов автомобильного гон-стопа. Чаще всего преступники садятся в авто в роли пассажиров, выезжают за город и, угрожая оружием, высаживают водителя. Это самый безболезненный и безобидный для шофера разбой. Иногда они просят остановить машину в безлюдном месте ("пиво давит, братуха"), оглушают ее владельца и кладут тело в придорожных кустах. Известны случаи, когда частника привязывали к дереву или усыпляли хлороформом. Убивают владельца машины в крайнем слу- чае, например, при яростном сопротивлении. Встречаются и разбойникипси- хопаты. Труп жителя Донецкой области Николая Супруненко нашли в моспинс- кой лесопосадке, привязанным к дереву. За несколько дней до этого он вы- ехал на "Волге" и не вернулся. По словам медэкспертов, смерть наступила от рвотной асфиксии: жертва захлебнулась собственной рвотной массой. Ни алкоголя, ни токсичных веществ в желудке не обнаружили. Когда через три дня нашли убийцу (к тому времени "Волга" уже была в Луганске), тот зая- вил: "Убивать не хотел, хотел лишь усыпить его эфиром. Смочил марлю и прижал к лицу, а он захлебнулся". Иногда гопников интересует сам груз, стоимость которого может в нес- колько раз превышать стоимость автомобиля. Под особым прицелом были и остаются челночники. Дорожный гоп-стоп не увядает. Автомобили, имеющие высокую цену и стойкий спрос, давно превратились в лакомый кусок для гoпникoв. Водитель сам возит с собой тысячи долларов. Стал расти спрос и на большегрузы. Водителю предлагают калым - перевезти десяток холодильников в здешний поселок. А в дороге его постигает та же участь, что и его коллег на лег- ковых авто. Бывают в разбойной практике и курьезы. В 1994 году в "Жигу- ли" Сергея Родионова из Запорожья подсели двое. Пассажиры мешкать не стали и накинули удавку сразу же после старта. "Без шума, приятель. Ве- зи, куда скажем". Водитель, у которого с самого утра было прескверное настроение, сплюнул и с криком: "А, черт, все там будем" до предела на- жал на газ. "Жигули" выскочили на встречную полосу. Налетчики опешили и крепче затянули удавку: "Не дури, парень! Убьем!". В ответ Родионов еще больше увеличил скорость и понесся в лоб трансформаторной будке. Налет- чики, отчаянно матерясь, открыли двери и выпрыгнули на ходу. В последнюю секунду "Жигули" вильнули в сторону, избежав страшного столкновения. Гопники тем временем лежали на трассе и корчились от боли: один сломал тазобедренный сустав, другой - руку и ключицу. Удавка отлетела метров на двадцать. Вскоре раненых подобрала милиция и повезла в травмопункт. Они оказались особо опасными рецидивистами с солидным опытом дорожных разбо- ев. Еще один случай мне рассказал прапорщик воздушнодесантной части, сто- ящей под Калугой (фамилии не помню). По милицейским сводкам он не прохо- дил. В одну из ночей 1995 года прапорщик на "Жигулях" добирался к своей сестре в Ростов. Когда до города оставался десяток километров, в свете фар вдруг возникла такая картина. На дороге лежал человек, а возле него суетились девушка и мужчина. Увидев автомобиль, девушка отчаянно замаха- ла рукой. Водитель, разумеется, остановился. Но, когда он вышел из маши- ны, то увидел пистолет, направленный ему в лоб. "Сбитый пешеход" тем временем с ехидной ухмылкой поднимался. В руках он держал предмет, похо- жий на обрез. Десантник преподавал в своей части рукопашный бой и в мгновенье ока сломал руку, целящуюся в него из пистолета. Спустя секунду рядом валялся и владелец обреза. Представитель Вооруженных Сил России хотя и был благороден, но наподдал и молодой налетчице. Затем спокойно продолжил свой путь. Он выбросил отобранное у налетчиков оружие в бли- жайший ставок. Заявлять в милицию прапорщик не стал. Дорожные готики - народ нетерпеливый. Они не любят неделями пасти ав- томобиль, заказанный покупателем, и повышать квалификацию угонщика: угон, как и квартирная кража, требует большего профессионализма, чем грабеж и разбой. Мастера гоп-стопа, в том числе и автомобильного, наносят на плечо или предплечье комбинацию из латинской буквы "D", тигра, держащего в лапе череп, короны и карточной масти "пик". Среди перстневых татуировок гоп- ника отличает "паук в паутине" (на спине паука - крест). Особо злостные гопники метят перстень человеческим черепом. Харьковский гопник Белявский, расстрелянный в 1993 году за три убийства на донбасских трассах, во время судебного заседания сказал: "Я не люблю красть, я люблю отбирать. Это по-мужски. Вор и бандит рискуют не на равных. Может быть, я так говорю потому, что вора из меня просто не получилось. Я слишком велик и неуклюж для форточки, темперамент не позволяет днями караулить хату или машину. Бывает, сам процесс мне нра- вился не меньше, чем результат. Это, наверное, звучит дико, но это прав- да". При судебно-психиатрической экспертизе Белявского мнения врачей ра- зошлись, но, в конце концов, его признали вменяемым. Следует отметить, что блатные избегали насилия и предпочитали рабо- тать пальцами, а не кулаками. Гопники и бандиты в воровской среде прези- рались, а большинство опытных уголовников, особенно карманники и шулера, старались не иметь с ними общих дел. В зоне воровская власть считала своим долгом подчинить гопников и бандитов, но это удавалось далеко не всегда.