К элите блатного мира относятся мошенники, получающие доход от игор- ного бизнеса. Их называют каталами. Ныне этот бизнес частично легализо- вался, а до недавнего времени все азартные игры проводились в подпольных помещениях - катранах. Каталы произошли от профессиональных карточных шулеров, начавших объединяться еще в царской России. Большинство карточных мошенников были выходцами из высшего света, многие занимали солидные должности, имели чины и звания. Но на каторгу они попадали крайне редко. Шулера, которых постигла-таки участь узника, заставили с собой считаться даже в неволе и выделились в обособленную касту - "игроков". Они оказались наиболее об- разованными среди лагерного окружения и к концу 20-х годов установили в зоне власть шулеров и карманников, породившую воров в законе. Вероятно, им помогла объединиться родственная близость профессий. Случалось, что марвихеры преподавали уроки в карточных притонах, обучая ловкости пальцев. Они же научили шулеров срезать кожу с кончиков пальцев, чтобы повысить чувствительность "инструмента". Карточного мошенника можно от- личить по перстневой наколке с изображением червовой масти. В нижней части перстня - косая штриховка. До 70-х годов большинство законников были шулерами. Когда в 1955 году началось массовое наступление силовых структур на воров в законе, многие из них стали маскироваться под дешевых карточных мошенников или охранни- ков катал. Шулеров принято делить на пять категорий. Самая уважаемая и респектабельная - катранщики. Они содержат игорные притоны, которые посещают дельцы теневого бизнеса. В 70-х годах при кат- ранах служила целая бригада подводчиков, заманивающая в катран цеховиков и подпольных миллионеров. Гусары играют в общественных местах - парках, кафе, ресторанах, на вокзалах и пляжах. Среди них выделяются майданщики и гонщики. Первые промышляют в поездах, вторые - в такси. Паковщики появляются и в катранах, и в общественных местах. Главная их особенность состоит в самой игре. В начале паковщик обыгрывает парт- нера подчистую, затем позволяет ему отыграть треть или половину всей суммы и под каким-то безобидным предлогом останавливает игру. Ставка де- лается на психологию партнера, который не подозревает шулерства и обяза- тельно захочет отыграться. Такой прием называется "катать вполовину". Шулера-финансисты имеют дело не с карточной колодой, а с денежными суммами. Они кредитуют игроков, погашают и перекупают долги, работая под высокий процент. Для возвращения долгов существует группа так называемых жуков - шулерских боевиков. Они же следят за поступлением "налога" в во- ровской общак и карают обманщиков. При игре у шулера-игрока в подмастерьях состоят заряжающий (или ков- щик колоды), подтасовывающий карты в определенном порядке и сообщник, оказывающий психологическое давление на противника, отвлекая его внима- ние и мешая сосредоточиться. У шулеров также имеется своя разведка и ох- рана, обеспечивающие безопасность игры. Часто шулера садятся играть между собой, чтобы повысить свой профес- сиональный уровень. Игра ведется под интерес и разрешает применение всех шулерских приемов ("игра на шанс"). Если один из партнеров замечает под- вох, он может остановить игру. При этом он должен объяснить или повто- рить примененный шулерский прием. Тогда он сразу выигрывает. Когда мо- шенники договариваются играть без обмана, такая игра называется в лоб или лобовой. Шулерских приемов много, часть из них безвозвратно устарела. Но есть классические, не утратившие известности и по сей день. Для современных катранов они уже непригодны, но широко применяются гусарами и майданщи- ками, а также популярны в местах лишения свободы. Немецкий криминалист Альберт Вайнгард в конце прошлого века начал исследовать шулерский мир Германии, Франции и России. Иногда он под ви- дом азартного игрока посещал клубы и сам становился жертвой обмана, за- водил приятелей среди шулерской братии. Все наблюдения Вайнгарда вошли в его книгу "Уголовная тактика. Руководство к расследованию преступлений", изданную в дореволюционной России. Шулерским приемам посвящена часть па- раграфа "Мошенничество при карточной игре" (стиль оригинала сохранен): "1. Помеченные карты. Их метят или во время игры, или еще заранее. Чтобы сделать распознаваемыми отдельные карты, подрезывают их края, ска- шивают их с той или другой стороны или слегка закругляют наружу или вов- нутрь; или делают их шероховатыми посредством быстрого проведения остри- ем ножа в том или другом месте. Поверхности карт, большей частью их ру- башка, метятся нанесением маленькой точки или штриха краской, чернилами или карандашом; или делают иголочный прокол, а это место затем заполня- ется воском; наконец, слегка загибают один угол. 2. Мошеннические приемы: Расположение карт одной колоды в известной последовательности, чтобы при игре по предыдущей карте угадывать последующую. Подмена лежащей на виду немеченой колоды карт на меченую или же подк- ладывание или удаление нескольких карт. Шулер для скрытия карточных ко- лод часто употребляет особые карманы, которые приделаны спереди на внут- ренней стороне сюртука. Фальшивое тасование ("делать салат"). Шулер делает вид, будто он та- сует, в действительности же он оставляет карты на прежнем месте. Карты распределяются в нужном порядке, и колода делится пополам - на четные и нечетные карты. Четные подтачивают с концов. При фальшивом тасовании шу- лер захватывает ровно половину и укладывает так, что каждая карта попа- дает на свое место. Затем опять берется половина и опять всовывается че- рез одну. При следующей тасовке карты оказываются в нужном порядке. Фальшивое снимание. Шулер устраивает искусственно так, что другой снимает на совершенно определенном месте. Для этой цели он кладет одну карту таким образом, что она высовывается из-за других; или он сгибает верхнюю часть колоды так, что она лежит на нижнем ровном слое карт в ви- де моста; или же он сгибает верхнюю часть колоды вовнутрь; во всех этих случаях партнер почти всегда невольно снимает на определенном, жела- тельном для шулера месте. Или же шулер дает партнеру снять произвольно, только кладет снятую часть снова на другую так, что карты ложатся совершенно так же, как и прежде. Вытягивание неверхней карты. Шулер отодвигает большим пальцем левой руки немного назад верхнюю или несколько других карт, а затем вытягивает вместо верхней нижнюю карту. 3. Зеркало для распознавания чужих карт. Шулер употребляет для этого стенное зеркало или блестящие металлические предметы, находящиеся на карточном столе, например: блестящий портсигар; никелевую оправу трубки; металлический самовар; с помощью этих отражающих предметов он узнает при сдаче карт, что получил партнер. 4. Незаконное содействие других лиц. Пособники шулера таковы: Человек, который подсовывает ему фальшивые (заготовленные) карты и после игры ловко убирает их; в клубе это проделывается зачастую ка- ким-нибудь служащим или лакеем, в частных кружках - подчас членом се- мейства, а иногда и самим хозяином дома. "Иуда ", который заглядывает жертве в карты и посредством условленных знаков показывает шулеру, как он должен играть. Например: кладет один или несколько пальцев на стол, причем один палец означает "бубны", два - "крести" и т.д., а также взглядами в сторону, вниз, вверх, перебиранием пуговиц, кашлем и откашливанием, ударением на известных слогах при раз- говоре, различными способами держать сигару: в правом или левом углу рта, в правой или левой руке, выпусканием дыма и т.п. ". В высокопробных катранах подобные махинации не применяются. Завсегда- таи игорных домов даже снимают очки перед игрой, чтобы партнер не увидел отражения его карт (Америка помнит шулера, который обладал воистину ор- линым зрением и видел карты в глазах соперника). Нынешние каталы шагнули гораздо дальше. Ловкость рук утратила лидирующее значение в игорном биз- несе, уступив место техническим средствам. В 1990 году в Кишиневе был раскрыт респектабельный игорный дом, кото- рый посещали не только блатари, но и госдеятели. При тщательном осмотре милиция обнаружила электронные "навороты": в игральный стол был вмонти- рован сканер, позволяющий "читать" карты партнера. В Санкт-Петербурге существовал катран, в стенах которого имелись оптические системы, дающие возможность определять карточную сдачу. В рулетке могут использовать магнитный шарик или слегка деформировать ячейку. В большинстве цивилизо- ванных стран полицейские структуры имеют специальные отделы по борьбе с преступлениями в игорном бизнесе. Задача этих отделов состоит не в охоте за подпольными катранами, а ловле мошенников в легальных игорных домах. В конце 80-х годов среди катал появились наперсточники, использующие вместо карт и костей каучуковый шарик и три наперстка. Многие наперсточ- ники в прошлом были шулерами, по каким-то причинам отошедшие от карточ- ного бизнеса. Бригада наперсточников состояла из нижнего (гоняющего ша- рик), верхних ("крыши") и боковых (имитирующих случайных прохожих-счаст- ливчиков). Игра проходила весело, с различными шутками и прибаутками нижнего наперсточника. По тем временам игровые ставки были высокие: за первый поднятый наперсток - 25 рублей, за второй - 50 рублей. Вместо на- перстков иногда использовались три карты ("шариком" служила четвертая). За наперсточниками стали появляться "платочники", "веревочники" и прочие "остапы бендеры" уличного бизнеса. Некоторые их коллеги стали применять электронные игры: "слоники", "ипподром", "лототрон". К профес- сиональным каталам они не относились и получили название "золоторотцы". По данным МВД, в 1992 году в странах СНГ насчитывалось до 30 тысяч профессиональных катал. С 1993 года уличный игорный бизнес начал зати- хать, и сегодня его можно встретить в виде лотерей. Нынешние катаны экстракласса перекочевали в казино (некоторые даже открыли их), а разря- дом поменьше все также промышляют в подпольных карточных притонах.