Прием этапников из ИВС в автозак (и далее - в СИЗО (тюрьму) осу- ществляется конвоем внутренних войск. Начальник конвоя буквально осмат- ривает передаваемых ему "граждан" на предмет побоев, ярко выраженных бо- лезней (температуры и т.п.). Может и не принять кого-то, если непра- вильно оформлены документы, есть жалобы (отобрали вещи, не вызвали вра- ча). Это не нравится работникам ИВС (КПЗ), им обязательно нужно разгру- зить камеры, отправить в тюрьму всех, кому положено там быть. Впрочем, обычно договариваются все три заинтересованные стороны: работники ИВС возвращают, скажем, отобранные незаконно сигареты (или дают из своих за- пасов), гражданин - зек - берет назад претензии, а начальник конвоя дает "добро" на погрузку. Автозак - специальная машина-фургон, разгороженный внутри решетками плюс по бокам два т.н. "стакана" для одиночных заклю- ченных, которых по той или иной причине нужно изолировать от общей мас- сы. Иногда это просто женщины.
Как сельди в бочке
10-15 пассажиров в автозаке - достаточно просторно; но бывает, эконо- мя бензин на ездках, набивают под сорок человек; ну, держитесь, сердеч- ники, астматики и просто пожилые преступники! Вперед в таком случае лучше не лезть (по возможности); последнему, у решетки, легче дышать. Были случаи: придавливали в жаркую погодку сер- дечников - во двор тюрьмы они мешками вываливались из автозака. Иногда придавливают нарочно: какого-нибудь извращенца (особенно неу- молима зековская братва, если преступление совершено в отношении ребен- ка). Часто менты сами помещают подобную сволочь не в отдельный "стакан", а в общую массу. "Задохнулся на этапе, сердце слабое, ничего не подела- ешь". Тюрьма спишет, а суду - работы меньше; или зоне - забот... Многие из подобных случаев - легенды, обросшие красочными подробнос- тями, но родились-то они из реальных фактов...
Раскачка
Фургоны некоторых автозаков делятся надвое перегородкой вдоль - едут две группы заключенных. Это делается для того, чтобы обезопасить конвой от раскачки автозака. Раскачка (с последующим переворотом и падением ав- тозака) - один из способов борьбы бесправного зека за свои малые права.
Овчарки
При погрузке в автозак используются служебные овчарки. Скажем, фургон уже полон, а остается еще человек десять. При помощи команды "Фас!", ку- лаков и прикладов "солдатиков" и эти десять вбиваются в плотную массу "пассажиров". Хорошо, если тюрьма находится в этом же городе: 20-30 ми- нут езды в сдавленном состоянии выдержать все-таки можно. Но могут везти и далеко - например, в областной центр из района, километоов сто...
Конвоиры
Многое зависит от начальника конвоя и от самого личного состава. В застойные времена зеков-россиян частенько сопровождали "русофобы" - прибалты или жители среднеазиатских республик. Если с азиатами еще можно было договориться, то прибалты, особенно литовцы, просто свирепствовали. Один из таких "солдатиков" аргументировал свою ненависть так: "Рюский, сволотшь, отнял у меня свободную Литву!" При этом его не смущал комсо- мольский значок на собственной гимнастерке и присутствие среди этапников двоих "антисоветчиков". Да и со "своими", русскими, договориться было тоже нелегко. Известная поговорка "вологодский конвой шутить не любит" часто получала реальное воплощение в виде битья прикладами в самые неожиданные места. Но все же как бы ни было велико расстояние от ИВС (КПЗ) до ворот СИЗО (тюрьмы), - это один из самых кратких периодов жизни подозреваемого, об- виняемого, подсудимого или уже осужденного гражданина. Часто главный путь - от тюрьмы до зоны - длится месяцами тряски в "столыпинском" ваго- не - например, по разнарядке из Питера в Амурскую область.