В дореволюционных тюрьмах и на каторге к началу XX века сложилась до- вольно строгая иерархия среди заключенных. Власть в тюрьме принадлежала тюремным "иванам" - ее аристократам, старожилам. От их воли напрямую за- висела судьба каждого тюремного сидельца. Заслужить высший титул можно было только преданностью своей профессии, многократным отсидкам. "Иван" ловок, зачастую умеет увернуться от всякой кары. С ним считается тюрем- ное начальство. Он - властелин тюремного мира, и только ему принадлежит право распоряжаться жизнью или смертью сидельцев. Второе сословие - "храпы". Эти всегда и всем возмущаются, все призна- ют неправильным, незаконным и несправедливым как со стороны администра- ции, так и со стороны сотоварищей. От них главным образом исходят всякие слухи и сплетни. Ничто так не умиляет их, как какой-нибудь конфликт в тюрьме. Чаще всего они их и затевают, но при этом сами уходят в тень. Многие из них сами хотели бы быть "Иванами", но у них не хватает для этого необходимых личных качеств. Третье сословие - "жиганы". Мошенники, насильники, проигравшиеся в карты и т.д. Четвертое сословие - "шпанка". У этих в тюрьме не было никаких прав, одни обязанности. Они вечно голодные и всеми гонимые. Их обкрадывали го- лодные жиганы, их запугивали и обирали храпы. Случайно попавшие в тюрьму, они были не способны к объединению, а отсюда и соответствующее к ним отношение. В тюрьме каждый заключенный, вне зависимости от сословной принадлеж- ности, должен был соблюдать "правила-заповеди арестантской жизни", тра- диции, обычаи, нормы поведения. Любая измена этим правилам влекла за со- бой кару. Кто "засыпал" товарищей по делу, всех "язычников" (доносчиков) ожидала неминуемая смерть. Избежать возмездия мало кому удавалось. "За- писки", указывающие на изменника, направлялись по всем тюрьмам от Киева до Владивостока и требовали от находившихся там воровских авторитетов при обнаружении изменника "прикрыть" его дело. Отступника следовало не только зарезать, но и обязательно провернуть нож в ране.